Пикирующий бомбардировщик Ju-87 «Штука» (Аркадные бои)

    Полетав некоторое время на всех моделях (всего их в игре шесть штук, уж простите за каламбур) этого легендарного пикировщика, решил составить обзор по нему. В гайде будет представлены: краткий исторический экскурс, разбор ЛТХ и ТТХ, плюсы и минусы каждой модели, тактика использования (в основном в АБ). И так приступим…
    Историческая справка.
    В сентябре 1933 года министерство авиации объявило двуэтапный конкурс на создание пикирующего бомбардировщика. На первом этапе по так называемой «немедленной» программе был заказан биплан, от которого не требовалось высоких показателей, но время разработки было ограничено. Этим занялись фир «Физелер» и «Хеншель». Второй этап конкурса предусматривал создание боевого самолёта с более высокими лётными данными, сравнимыми с существовавшими в то время истребителелями. К разработке такого самолёта приступили четыре фирмы: «Арадо», «Блом и Фосс», «Хейнкель» и «Юнкерс». На фирме «Юнкерс флюгцойг унд моторенверке» работы по самолёту, получившему обозначение Ju.87 «Штука» (штурцкампфлюгцойг — пикирующий боевой самолёт), возглавил главный конструктор Г.Польман. Первый прототип Ju.87V1 был изготовлен в 1935 году. 19 сентября он впервые поднялся в небо. После проведения испытаний Ar.81, Ha.137, He-118 и Ju.87 было принято решение о серийном производстве последнего (большую роль в этом сыграли личные пристрастия начальника технического управления Э.Удета). Серийное производство началось в январе 1937 года. Весной этого же года принят на вооружение люфтваффе.
    Ju.87 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Шасси трёхопороное, неубирающееся, с задней стойкой. Основные стойки шасси закрыты обтекателями. Крыло типа «обратная чайка» трапецевидной в плане формы. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем. Обшивка гладкая, работающая, выполнена из листового дюраля. Для обеспечения безопасного выхода из пикирования самолёт оснащался тормозными решётками под крылом и автоматом пикирования. Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного перевёрнутого двигателя жидкостного охлаждения Jumo-210 (позже Jumo-211) с трёхлопастным металлическим винтом изменяемого шага VS-5 диаметром 3,4 м. Радиатор распологался в туннеле под двигателем. Двухместная кабина экипажа закрыта общим фонарём. Вооружение состояло из одной бомбы массой 500 или 250 кг, подвешенной под фюзеляжем на трапеции, и 4 50-кг бомб под крылом. Пулемётное вооружение состояло из 2 крыльевых 7,92-мм пулемётов MG-17 и одного MG-15 в задней части кабины. В целях психологического воздействия на противника на стойках шасси устанавливали воздушные сирены.
    Считается, что мировая война началась с залпов карманного линкора «Шлезвиг-Гольштейн» по полуострову Вестерплятте. На самом деле ее начали «Штуки». За 19 минут до исторических залпов броненосца три пикировщика Ju-87В стартовали с аэродрома Эльбинг-Ост и уже через 8 минут разбомбили пункт управления подрывом моста в городишке Тчев. Летчики Ю-87 сбили и первый самолет второй мировой войны – истребитель командира Краковского дивизиона Мечислава Медвецкого. «Штука» также стала первой жертвой этой войны с германской стороны. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её легкой целью для вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы узнали, что прежде, чем могут быть использованы штурмующие самолёты, должно быть достигнуто превосходство в воздухе. После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk». В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС, подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил 9 бомбардировщиков.
    Процедура пикирования происходила следующим образом: находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска воздушных тормозов и убавления газа он переворачивал самолёт на 180 градусов и переходил в пикирование под углом 60—90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка. Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре (обычно, на высоте 450 метров). Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем, отводил бомбу от плоскости вращения воздушного винта, и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g. Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта, воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под крыльями могли быть использованы на другие цели. Вариант Ju 87 G (с начала 1943 года, на восточном фронте) стал известен как «охотник за танками» (Kanonenvogel — Птичка с пушкой). Вооружённый двумя 37-мм пушками BK 37, установленными в гондолах под крыльями (питание осуществлялось из шестизарядных магазинов снарядами с вольфрамовыми сердечниками), имел возможность полёта с невысокой скоростью, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель, который по данным люфтваффе уничтожил с июля 1943 по май 1945 свыше 500 советских танков. «Штука» не являлась немецким аналогом Ил-2, но оба самолета решали сходные задачи — оказание непосредственной поддержки наземным войскам.
    Лебединой песней «Штук» как бомбардировщиков стала Курская битва. Здесь в последний раз Ю-87 массово использовался в этом качестве. Возраст и большое число новейших советских истребителей привели к тому, что «штукам» пришлось менять квалификацию. Сначала их перевели в разряд ночных бомбардировщиков, а потом они и вовсе переквалифицировались в штурмовики и истребители танков. К осени 1944 года производство самолета Ю-87 было прекращено. Хотя они обладали феноменальной точностью попаданий, но предназначались только для блицкригов, действий в условиях слабого сопротивления авиации противника. Для затяжной же воздушной войны при противодействии современных истребителей эти самолеты подходили слабо, отчего части, укомплектованные ими, несли слишком большие потери. Тем не менее, Ю-87 «Штуки» так и остались знаковыми для второй мировой войны.
      Чертежи:
    Схема бронирования:
    Вот такие повреждения она могла пережить:
    Машины представленные в игре
В игре «Штука» представлена шестью машинами: «Ju.87R-2» и «Ju.87B-2″ на 1-ой эпохе;» Ju.87D-3″ и «Ju.87D-5» на 2-ой; «Ju.87G-1» и «Ju.87G-2» на 3-ей. Остановимся подробней на ТТХ и истории каждой модели. Пикирующий бомбардировщик Ju.87B широко применялся для поддержки наземных войск на начальном этапе боевых действий. По конструкции он представлял собой двухместный одномоторный цельнометаллический низкоплан с неубирающимся шасси. Ju.87 являлся легкой добычей для противника, так как был медленным, имел слабую огневую защиту и невысокую живучесть. Однако высокая точность бомбометания компенсировала многие его недостатки. Ju.87 В-2 выпускался с декабря 1939 года. Важным новшеством на «штуке» стал автомат пикирования, который обеспечивал выход самолета из пике после сброса бомбы, при этом усилия на ручке не превышали стандартных для горизонтального полета — специальный механизм переставлял триммер руля высоты. На обеих стойках шасси для создания психологического эффекта устанавливались воющие сирены, которые приводились в действие набегающим потоком воздуха.
    Бомбовое вооружение: 1х250 кг,или 1х250 кг и 4х50 кг, или 1х500 кг.
Ju.87R-2 был модификацией Ju.87B-2 и производился одновременно с последним. В Ju.87R-2 (Reichweite — дальний) был увеличен радиус действия за счет установки двух дополнительных топливных баков по 150 литров в консолях крыла и двух сбрасываемых 150-литровых топливных баков под крыльями вместо четырех 50 кг бомб. Как и в случае с B-2, на R-2 устанавливался двигатель мощностью 1200 л.с., а бомбовая нагрузка уменьшилась до одной 250 кг бомбы. Всего построено 5752 «Штук», из которых 616 Ju.87R-2.
    Бомбовое вооружение: 1х250 кг,или 1х500 кг, или 1х1000 кг.
Затянувшаяся Вторая мировая война поставила под угрозу само существование Ju.87 в качестве пикировщика. Постепенная утрата Германией господства в воздухе, усиление средств ПВО, а также успех применения штурмовика Ил-2 привели к попытке переделать Ju.87 из пикировщика в штурмовик. Кроме того, оборонительного вооружения предыдущей модели было явно недостаточно и требовалось усиление бронирования. Таким образом, в 1942 году появился Ju.87D-3, штурмовик-бомбардировщик с усиленным бронированием, сохранивший воздушные тормоза для пикирования. У пилота появился козырек фонаря из бронестекла, поверх обшивки бортов кабины установили листы стали. Наступательное вооружение самолеты имели довольно слабое — 2 пулемета MG-17. Действуя в качестве штурмовиков, Ju.87D-3 чаще всего использовали контейнеры на 92 осколочные двухкилограммовые авиабомбы. Модель Ju.87D-3 была самой массовой из всех Ju.87. Всего было построено 1559 самолетов.
    Бомбовое вооружение: 1х250 кг,или 1х250 кг и 4х50 кг, ,или 3х250 кг, или 1х500 кг, или 500 кг и 2х250 кг.
В начале 1943 г. в серийное производство был запущен новый вариант «Штуки» — Ju.87D-5. В отличие от предыдущей модификации D-3, для которой штурмовые атаки считались лишь одним из возможных способов боевого применения, вариант D-5 изначально был задуман как штурмовик. Воздушные тормоза под консолями крыла D-5 не устанавливались изначально, а в ходе серийного выпуска прекратили устанавливать узлы крепления тормозов с приводными механизмами. Крыло самолёта было перепроектировано. Размах консолей был существенно увеличен. Возросшая площадь консолей позволила существенно снизить нагрузку на крыло и улучшить взлётно-посадочные характеристики «Штуки». Вооружение самолёта было усилено. Крыльевые 7,92-мм пулемёты Rheinmetall-Borsig MG.17 уступили место двум 20-мм пушкам Mauser MG.151/20 с боекомплектом по 500 снарядов на ствол. Для подвески под фюзеляжем авиабомб калибром 1000 кг и более применялся бомбодержатель 1000/500/IXb, а для бомб калибром 500 и менее кг – держатель 500/IXc. Подкрыльевые бомбодержатели ETC 50/VIIIdTp позволяли подвешивать на средний замок бомбы и контейнеры массой до 300 кг, а на два боковых замка — бомбы и другие грузы массой до 70 кг. Действуя в качестве штурмовиков, «Штуки» чаще всего использовали деревянные контейнеры на девяносто две осколочные 2-кг авиабомбы типа SC 2, которые, однако, были малоэффективными против защищённых объектов. По таким целям применялись авиабомбы большего калибра: 250 и 500 кг. Выхлопные патрубки двигателя не прикрывались обтекателями, взамен резиновых «дорожек» для экипажа на центроплане были приклёпаны стальные полосы с выштампованным рифлением. Была усилена вилка фюзеляжного бомбодержателя. На D-5 ввели систему отстрела основных стоек шасси, чтобы обеспечить возможность вынужденной посадки на неровные площадки.
    Бомбовое вооружение: 1х250 кг,или 1х250 кг и 4х50 кг, ,или 3х250 кг, или 1х500 кг, или 500 кг и 2х250 кг.
Первый противотанковый вариант, Ju.87G-1, был создан на базе модификации Ju.87D-3. Главным отличием G-1 была установка под крылом двух контейнеров с 37-мм пушками Bordkanone ВК 3.7 (авиационный вариант зенитной пушки Rheinmetall Flak 18) с боекомплектом по 6 снарядов на ствол. Снаряды располагались в магазинах, выступавших по бокам контейнера. Длинноствольная зенитная пушка сообщала подкалиберным снарядам с вольфрамовым сердечником начальную скорость 1170 м/с, что позволяло вести стрельбу на дистанции около 800 м. Этого было вполне достаточно для того, чтобы пробить кормовую или верхнюю броню танка Т-34. При переоборудовании D-3 в G-1 крыльевые пулемёты и бомбодержатели демонтировались. Бронирование самолёта было ослаблено. В отличие от стандартного Ju.87D-3 на противотанковой «Штуке» отсутствовало бронирование рабочего места воздушного стрелка-радиста, бензобаков в центроплане крыла и радиатора. Испытания показали, что скорость Ju.87G-1 снизилась на 30-40 км/ч, заметно ухудшилась маневренность, что в сочетании с уменьшенным бронированием и слабым оборонительным вооружением делало машину почти идеальной мишенью для истребителей. Из-за плохой путевой устойчивости самолёта прицеливание было затруднено. Пушка ВК 3.7 имела довольно невысокую скорострельность и низкую надёжность автоматики. Фактически успешное применение Ju.87G на поле боя было возможным лишь при наличии опытного пилота и только в условиях слабого противодействия зенитчиков и истребителей противника. Однако в руках опытного стрелка «Густав» позволял поражать наиболее уязвимые части танка, такие как двигатель, топливные баки и укладка боеприпасов. Поэтому испытания Ju.87G-1 были признаны успешными, а военные пришли к выводу о целесообразности его боевого использования скорее от безысходности и отсутствия сколько-нибудь пригодного для борьбы с танками самолёта. Переоборудование серийных Ju.87D-3 в вариант G-1 производилось прямо в строевых частях. При этом контейнеры с пушками могли легко сниматься и заменяться обычными бомбодержателями. На всех самолётах тормозные щитки отсутствовали, но кронштейны их крепления оставались. Всего подобным образом было переоборудовано около 40 машин. Последней версией самолета стал Ju87G-2. Модификацию G-2 выпускали непосредственно на заводе в Лемвердере (174 машины из 208 построенных). Если на G-1 еще оставались кронштейны тормозных щитков, то на G-2 их уже не было.
    Плюсы и минусы машин в игре
    Собственно плюсы:
    — высокая точность бомбометания,
    — хорошая устойчивость на низких скоростях,
    — мощное курсовое вооружение (D5, G1, G2),
    — прекрасно виражит (при должном умении можно развернуться почти на месте),
    — дешёвый ремонт и БК,
    — наличие воздушного тормоза (B2, R2, D3 и D5),
    — неплохая живучесть,
    — высокая доходность.
Из минусов хочется отметить:
    — низкая скорость,
    — слабый климб,
    — нет бомбового прицела (актуально для ИБ),
    — малый БК у серии G,
    — большое задирание ствола и сильная потеря скорости при выстреле у серии G,
    — слабое вооружение задней полусферы.
    Тактика в игре
Сразу оговоримся, что эти машины не для всех будут удобны. Вступать на них в воздушный бой опасно. Главной задачей всех из них без исключения — уничтожение наземной техники. Причем представители первых двух эпох должны делать свою работу именно из пикирования, а самолеты серии «G» действуют как штурмовики. Бомбометание нужно совершать не выше чем с 500 метров, а после уходить вверх на перезарядку, прячась в облаках. Если началось преследование, то стоит попробовать уйти пикируя в сторону своих ястребов, только в крайнем случае принимая бой. Можно попробовать уничтожить преследователя своими бомбами, пролетая над землей, но для этого нужен опыт и некоторая доля удачи. «Гэшки» могут поразить все виды танков (следует стараться выцеливать уязвимости) и ДОТов (стрелять по амбразуре), но из водной техники могут уничтожить максимум грузовой корабль. Стрельбу из 37 мм пушек стоит вести либо одиночными, либо максимум очередью по два выстрела. Эти два самолета вполне могут сбить нападающего на них (особенно если он поимел глупость идти на них лоб-в-лоб), а также уничтожить подвернувшийся рядом бомбардировщик (хватает одного-двух попаданий), но охотится специально на воздушные цели не стоит — скорость не та. Так же не стоит пытаться атаковать филд и базы — бомбовое вооружение не достаточное для эффективного выполнения этой миссии (бомбить стоит только если требуется добить, или при массированной атаке одной цели).
    Сравнение с другими пикирующими бомбардировщиками и штурмовиками близкими по эпохам.
    США
Douglas SBD-3 Dauntless и Grumman TBF-1C Avenger — вот главные конкуренты от американских крафтов подобного типа. Они превосходят Штуки по скорости и оборонительному вооружению (12,7 мм пулемёт в надфюзеляжной турели и один 7,62 мм пулемёт в подфюзеляжной позиции, причем у Dauntless 12,7 мм пулемет спаренный, при этом сектор обстрела значительно больше), но прочность примерно одинакова, а виражность немного хуже нежели у Юнкерсов. Курсовое вооружение американцев превосходит первые три модели Ju-87 (2х12,7 мм против 2х7,92 мм), но начиная с D-5 курсовое вооружение сильней у Штук. Бомбовая нагрузка схожа, но у США есть возможность использовать торпеды.
Кроме того, как своеобразного конкурента можно рассматривать палубный истребитель F6F-3 Hellcat. Он уступает сабжу в маневрености (не критично) и прочности, у него нет оборонительных турелей, но зато он превосходит в скорости и имеет более сильное курсовое вооружение (6х12,7 мм). В качестве подвесного вооружения Хеллкет использует 1000 фунтовую бомбу или 6×127 мм ракеты.
    СССР
Конкурентами первой эпохи являются самолеты серии Су-2 и ББ-1. Они значительно превосходят своих немецких соседей по скорости, прочности, оборонительному вооружению (более скорострельные пулеметы с большим сектором обстрела) и более мощное курсовое вооружение (4х7,62-мм пулемётов ШКАС). Правда Сушки проигрывают в маневренности и бомбовой нагрузке (максимум 600 кг).
Во второй эпохе им противостоит легендарный Ил-2. Этот самолет имеет значительно лучшую скорость хода, замечательную живучесть, значительно более мощное курсовое вооружение, но хуже виражит и не имеет оборонительной турели. Максимальное подвесное вооружение — 6 шт. ракет РС-132 и 6х100 кг бомб в одном комплекте — это не слабо.
В третей эпохе Штукам противостоят Ил-2(М) и легендарные Пешки (Пе-2). Подробней останавливаться на Иле не будем, ибо там ни чего почти не поменялось. кроме как еще увеличилась живучесть и добавилась оборонительная огневая точка на шести. А вот Пешки более скоростные, легче набирают высоту, имеют немного более сильное оборонительное вооружение. Курсовое вооружение и живучесть немного уступают Лапотникам второй эпохи (про третью молчу), а бомбовая нагрузка примерно одинакова.
    Британия
Как не странно, но адекватно сравнить тут не с чем. Возможно только с машинами серии Beaufighter. Они превосходят Штуки по живучести, скорости, курсовому и оборонительному вооружению, при этом уступая в маневре и качеству подвесного вооружения (бомб вообще нет, а только торпеды и ракеты, причем последние не у всех) .
    Япония
Первый вариант для сравнения — Айти D3A1. Этот малыш превосходит Юнкерсы в скорости и вираже, имеет схожее оборонительное и курсовое вооружение (для своей эпохи), но сильно уступает в живучести и имеет более слабое подвесное вооружение (1х250 кг и 2х60 кг бомбы).
B5N2 противостоит в второй эпохе. Имеет примерно равноценную бомбовую нагрузку и оборонительное вооружение, большую скорость и неплохую маневренность, он совсем не имеет курсового вооружения, превращаясь в легкую мишень для истребителей.
Ну и наконец B7А1: Имеет почти все те же достоинства и недостатки, что и B5N2, но без недостатка в вооружении (2х20 мм пушки в крыльях) — хотя стоит признать, что курсовое вооружение все же уступает Штукам на этом уровне… но это не мешает ему сбивать другие самолеты — то есть это уже не совсем простая мишень, как например его предшественник по ветке.
Так же стоит упомянуть Ki-43 Hayabusa — этот истребитель может таскать в подвесе две 250 кг бомбы, имеет более мощное курсовое вооружение и достаточно быстрый и маневренный. Но это в первую очередь ястреб (вернее сокол сапсан))), поэтому у него нет оборонительных турелей, менее живуч, а также имеет штраф к перезарядке подвесного вооружения — поэтому как бомбер он менее эффективен..
На этом я заканчиваю статью по этой легендарной машине. Штука — машина не однозначная. Юнкерс не является «имбой», но и обузой команде он не будет. Надеюсь, что статья была вам интересна и принесла хоть немного пользы, а так же, что вы хотя бы попробуете этот самолет в игре и вам он понравится так же как и мне.
    Ссылки на используемые источники:
    http://www.brazd.ru/ju87.html
    http://www.airwiki.org/enc/bww2/ju87a.html
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Junkers_Ju_87
    http://wiki.wtnetwork.ru/
    http://www.airpages.ru/mn/ju87_01.shtml
    http://warthunder.ru/
maijerpain

Об авторе maijerpain

Что сказать про старого капеллана? ОН НИГЕР!!! ;)
Метки: , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий