Автор Тема: ЗИС-30, советский «Мардер»  (Прочитано 1735 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн maijerpainАвтор темы

  • Капеллан Батальона
  • Глобальный модератор
  • Аццкий флудер
  • *****
  • Сообщений: 3 957
  • Лайков: 3138
  • Первый нигер Батальона Мардер
  • Имя: Серожа... жутко талантливый
  • Откуда: Родина Вингедума...
  • Игра: War Thunder
ЗИС-30, советский «Мардер»
« : 12 Февраля 2015, 17:40:34 »
Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня я хочу вам рассказать о ПТ, которая появилась в самый трудный для СССР период войны — ЗИС-30.

История создания и боевое применение

Принято считать, что самым трудным периодом войны было лето 1941 года, когда механизированные корпуса потеряли в общей сложности более 21000 танков, не считая другой техники. Этот вывод является не совсем верным – наибольшие трудности Красная Армия стала испытывать как раз после летней катастрофы, когда уже к началу сентября на центральном направлении танков практически не осталось. Впрочем, и это “практически” было довольно условным – чуть менее 1000 танков тоже сыграли далеко не последнюю роль. Но самым печальным было то, что немцы использовали свои “двойки” и “тройки” (а именно они были основными машинами Panzerwaffe на тот момент) с гораздо большей эффективностью и часто возвращали в строй большую половину подбитых танков. Эту “стальную лавину” предстояло остановить любыми средствами. Лучше всего для борьбы с немецкими танками подходили Т-34 и КВ-1, но в силу различных причин на них возлагали роль не противотанковых средств, а штурмовых и ударных машин. В этом случае основная нагрузка приходилась на долю артиллерии. Самой распространенным противотанковым орудием вплоть до середины войны была 45-мм пушка, созданная на основе орудия фирмы Rheinmetall в 1938 году. Эффективная дальность стрельбы по средним танкам типа Pz.Kpfw.III Ausf.E\F и Pz.Kpfw.IV Ausf.E\F, обладавших 30-мм броней, составляла 500 метров. Более мощным орудием была 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2, которая могла пробивать броню толщиной 94 мм под прямым углом с того же расстояния (60 мм под углом 60° с 1000 метров). В ряде случаев наблюдалось сквозной пробитие корпуса легких немецких танков, без видимых для них последствий. Из этого был сделан вывод, что производство ЗиС-2 следует прекратить в виду “…избытка мощности при отсутствии соответствующих целей”. В результате, к концу 1941 года было сдано всего 371 орудие. Протрезвление пришло довольно быстро, но до этого времени было принято одно очень важное решение. Спустя неделю после начала войны в народном комиссариате вооружений пришли к выводу, что свертывание работ по самоходным орудиям было преждевременным решением. Отсутствие у РККА самоходок явно оказалось на руку вермахту, который активно использовал свои Schturmgeschutze на направлениях главного удара. В предвоенные годы, в СССР разными конструкторскими бюро проводились работы по созданию самоходной артиллерии. Ряд работ дошли до мелкосерийного производства, но полностью боеспособной установки так и не создали. Именно такое положение вещей и заставило народного комиссара вооружений Ванникова подписать 1 июля 1941 года приказ, согласно которому, заводу №4 поручалось разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси, заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную пушку на самоходном шасси, а заводу №92 в г.Горьком (Нижний Новгород) разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси. Приказом также предусматривалось широкое применение в самоходках освоенных промышленностью и принятые на вооружение РККА машины, тягачи, трактора. Проекты самоходок должны были быть представлены на рассмотрение не позднее 15 июля 1941 года. Для выполнения поставленной задачи, на заводе №92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а два проекта самоходки. В конце июля из цехов завода №92 вышли две самоходки — ЗИС-30 и ЗИС-31. ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений. ЗИС-31 представляла собой ту же пушку ЗИС-2 но установленную на забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА.





Чертежи ЗИС-30 и ЗИС-31

В июле-августе были произведены испытания обоих вариантов, в ходе которых выяснилось, что ЗИС-31 обладает при стрельбе большей кучностью чем ЗИС-30, в силу того, что установка на грузовике получилось более устойчивой при стрельбе чем ЗИС-30. Однако ЗИС-30, будучи установкой с гусеничным движителем, обладала более высокой проходимостью, чем ее колесный конкурент. Именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в принятии на вооружение РККА самоходки ЗИС-30. Приказом Ванникова, завод №92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-30 с 1 сентября 1941 года. Огневые испытания были под стать ходовым. При выстреле самоходка сильно раскачивалась сбивая точную наводку. Возимый боекомплект оказался недостаточным. Сектор обстрела остался практически таким же, как у тягового варианта орудия, так что фактически ЗиС-30 могла вести стрельбу только вперед по курсу. Впрочем, даже если бы у расчета самоходки была возможность полностью развернуть орудие на 60-90°, нарушалась бы весовая балансировка. В этом случае, после выстрела из положения “по борту”, САУ могла запросто опрокинуться. Понятно, что ЗиС-30 не вызвала восторженных отзывов у военной комиссии. Однако, альтернативных вариантов противотанковых САУ на танковом или тракторном шасси тогда ещё не создали. Вариантов не оставалось и тогда маршал Кулик вынес такое решение: “ЗИС-30, конечно, машина слабая, но ничего другого больше нет, а фронт ждёт! Рекомендуем!” В других условиях такую машину непременно забраковали, но только не летом 1941 года. Приказ о начале производства ЗиС-30 на заводе №92 в Горьком был подписан наркомом вооружений 1 сентября. Коллектив завода наладил сборку самоходок в предельно сжатые сроки, однако их выпуск продолжался только о 15 октября 1941 г. Сказалась как нехватка тягачей, так и небольшое количество противотанковых орудий ЗиС-2, переданных армии в тот период. В общей сложности завод №92 выпусти ровно 100 серийных самоходок ЗиС-30 и одну опытную машину с “45-мм пушкой большой мощности”. Правда, не совсем понятно, что это был за тип орудия калибра 45 мм. Возможно, доработке подверглась стандартная противотанковая пушка. В любом случае, этот вариант одобрения не получил. В последний раз ЗиС-30 пытались модифицировать ранней весной 1942 года, когда вместо 57-мм пушки ЗиС-2 попытались установить пушку ЗиС-3 калибра 76,2-мм. Бронебойный снаряд этого орудия на дистанции 500 метров мог пробить 78-мм броневую плиту установленную вертикально. Соответственно, отдача при выстреле была выше, масса самоходки увеличивалась ещё больше, а возимые боекомплект сокращался до полутора десятков снарядов. После заводских испытаний ЗиС-30 с 76,2-мм орудием забраковали и более к теме установки каких-либо артиллерийских систем на тягач Т-20 не возвращались. Изготовление серийных ЗИС-30 началось с 21-го сентября 1941 года и спустя неделю первые самоходки начали поступать на укомплектование войсковых частей. На качество изготовления САУ нареканий не поступало, так что с освоением новой техники личным составом проблем не возникало. Общее впечатление о боевом применении самоходных установок ЗИС-30 сложилось противоречивое. С одной стороны, 57-мм противотанковая САУ обладала внушительной бронепробиваемостью и могла поражать любой немецкий танк на дистанциях до 1500 метров, что для немецкой танковых орудий было почти запредельной дальностью. С другой стороны, явно “гибридная” конструкция обладала массой недостатков чисто технического характера, хотя чисто эксплуатационные качества шасси ЗИС-30 оказались весьма высокими. 57-мм самоходки и вправду оказались очень ценным приобретением. Часто их экипажам приходилось не только вести борьбу с танками, но и осуществлять артиллерийское прикрытие пехоты, что тоже было немаловажно. Разумеется, действие осколочно-фугасного снаряда было меньшим, чем у ЗИС-3 калибра 76,2-мм, хотя его вполне хватало для ближнего боя. В целом, большая часть ЗИС-30 была потеряна не в боях с танками противника, а брошена из-за отсутствия запасных частей и топлива или подбита пехотными противотанковыми средствами и полевой артиллерией. Немецкие фотографии, сделанные на московском направлении в октябре-ноябре 1941 года прекрасное тому свидетельство. Ещё одним положительным фактором в пользу ЗИС-30 можно считать и то, что при всей своей малочисленности и высокой интенсивности использования, машины этого типа воевали вплоть до лета 1942 г. Впрочем, к этому времени их вряд ли осталось более десятка. Как уже указывалось ранее, судьбу ЗИС-30 решили два обстоятельства: отсутствие тягачей Т-20 и снятие с производства орудий ЗИС-2. Насчет последнего пункта неоднократно проводились заседания в ГАУ, после чего было принято решение о возобновлении выпуска, правда, в небольших объёмах. А в от с самоходкой было намного сложнее. Отзывы о 57-мм орудия обоих видом были не только положительные. Вот, к примеру, что было доложено в ГАУ 15-го апреля 1942 года об особенностях ЗИС-30: “Машина неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, мал запас хода и возимые боекомплект, слаба защищенность моторной группы, не обеспечена связь расчета с водителем. Стрельба часто ведется с поднятыми сошниками, так как нет времени на развертывание, при этом наблюдались случаи опрокидывания машины.” Всего было создано 101 ЗИС-30, к лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам. На сегодня не сохранилось ни одной машины ЗИС-30.


В игре

В игре это машина имеет следующие характеристики:
  • Ранг:1
  • Боевой рейтинг: 2.7
  • Награда: 20%
  • Мощность двигателя: 50 л.с. при 3400 об/м
  • Мах.скорость: 42 км/ч
  • Преодолеваемый подъем: 40 градусов
  • Скорость поворота башни: 7 гр./с
  • УВН: -4/22 гр.
  • Толщина брони корпуса: 10/7/7 мм
  • Время перезарядки: 5.7 с (непрокачанный заряжающий)
  • Орудие: 57 мм пушка ЗИС-2 (боезапас — 20 снарядов)
  • Курсовой пулемет: 7,62-мм пулемет ДТ (1260 патронов) *пока не работает
  • Экипаж: 4 чел.
  • Боевая масса: 4,0 т

Используемые боеприпасы
Подробней остановимся на типах снарядов. Их всего три: БР-271 (бронебойный тупоголовый каморный снаряд), БР-271К (бронебойный остроконечный каморный снаряд), О-271 (осколочно-фугасный снаряд).Выстрелы орудия комплектовались в виде унитарного патрона. В гильзе размещён заряд из пороха марки 12/7 (позднее использовался также порох марки 14/7): Ж-271Б весом 1,5 кг для бронебойных калиберных снарядов, Ж-271У весом 0,97 кг для осколочных снарядов и картечи, Ж-271П весом 1,7 кг для подкалиберных снарядов. Кроме заряда, в гильзу может укладываться флегматизатор (в выстрелы с бронебойными снарядами) и размеднитель в виде свинцовой пластинки или проволоки весом 18 г (во все выстрелы)[38]. В выстрелах послевоенного производства использовались заряды из пороха марки 14/7: А-271Н весом 1,6 кг для снарядов БР-271Н и А-271П весом 1,6 кг для снарядов БР-271П. Бронебойные снаряды имелись нескольких разновидностей. С 1941 года выпускались тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником БР-271 и взрывателем МД-5 (позднее МД-7), а также его вариант в сплошном исполнении (без заряда взрывчатого вещества и взрывателя) БР-271СП. В апреле 1943 года эти снаряды были модифицированы (оснащены локализаторами), что улучшило их характеристики. С конца 1944 года применялись остроголовые снаряды БР-271К, более эффективно пробивающие толстую гомогенную броню, широко используемую в немецком танкостроении конца войны. Вместе с орудием в 1941 году были приняты на вооружение осколочные снаряды О-271. При использовании снаряда со снятым предохранительным колпачком срабатывал ударник мгновенного действия, что обеспечивало осколочное действие снаряда (примерная площадь, поражаемая осколками, составляла 20 м по фронту и 3 м в глубину). При использовании снарядов с надетым колпачком срабатывал инерционный ударник, действующий с некоторым замедлением; снаряд при этом успевает углубиться в преграду, что обеспечивает фугасное действие (образуется небольшая воронка). В годы войны имелись жалобы на низкое качество осколочных снарядов (неоднократно отмечались неполноценные разрывы снарядов, либо отсутствие разрывов)

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.


Пулеметное вооружение

Танковый пулемёт ДТ поступил на вооружение Красной Армии в 1929 году под обозначением «7,62-мм танковый пулемёт системы Дегтярева обр. 1929 г.» (ДТ-29). Он был по сути модификацией сконструированного в 1927 году 7,62-мм ручного пулемёта ДП. Разработка этой модификации была осуществлена Г. С. Шпагиным с учётом особенностей установки пулемёта в тесном боевом отделении танка или бронеавтомобиля. Вместо деревянного приклада стал устанавливаться выдвижной металлический. Стандартный громоздкий магазин с однорядным расположением патронов заменен на магазин с трехрядным расположением вмещающий 63 патрона (к пулемету на корпусе ЗИС-30 полагалось 20 магазинов… 20 снарядов, 20 магазинов — кто то явно любил это число))))). Пулемёт устанавливался на шаровую установку, разработанную Г. С. Шпагиным, позволявшую легко наводить пулемёт в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Также пулемёт снабжался парусиновым гильзоуловителем. В игре, вероятней всего будут ленты, подобные лентам на самолетах. Роль пулеметного курсового вооружения, пока неясна (возможно борьба с стационарной артилериеей и ПВО, а также открытой техникой; Башенные пулеметы могут также бороться с авиацией)

Разбор машины
Прежде чем разобрать роль «Зиски» в игре, ознакомимся с ее положительными и отрицательными сторонами. К плюсам можно отнести:
  • замечательную бронепробиваемость,
  • высокую скорость снаряда (а следовательно и точность),
  • возможность стрелять высунув только «башню».
  • неплохая мобильность

Минусы в игре такие же, что были у САУ и в реальности:
  • тсутствие брони,
  • склонность к заваливанию,
  • маленький возимый боезапас,
  • орудие сильно задирается после выстрела (сильное расшатывание).

Исходя из механики игры, всех плюсов и минусов, мы получаем машину поддержки и засады. Лезть на ней самому на штурм точки — самоубийство. Но вот спрятавшись где нибудь, где можно простреливать точку и убивать всех кто ее хочет занять, а также прикрывая своих — наша главная задача. Тут следует помнить, что снарядов у нас мало, потому надо стрелять наверняка. Если есть хоть подозрение, что вас засекли — меняйте позицию (тут нет «лампчки», но я думаю научится чувствовать наведенный ствол в твою сторону придется). Позиции надо стараться занимать так, чтоб была видна только наша пушка, желательно где нибудь в «зеленке» и подальше от основной свары (не ближе 500-600 метров в идеале). В РБ постоянно помечайте цели для бобров. Изучайте расположение модулей на технике и старайтесь всегда стрелять в БК или поджигать двигатель (больше чем два раза он не сможет тушиться, да и критов пожар наносит порядочно, ко всему прочему машина не может двигаться, становясь легкой мишенью).

Прокачка экипажа
Хоть у нас и четыре члена экипажа (что вроде неплохо для живучести), но дохнет он на раз два если по нам начали стрелять (привет открытой рубке). Собственно прокачку начинаем так, чтоб быстро получить экспертов (сотый уровень экипажа): весь опыт тратим на самые дешевые умения (даже те, которые вроде бы нафиг не нужны). При прокачке до экспертов, мы получаем добавку +30 к навыкам Ремонт, Вождение, Лидерство, Наведение, Определение дальности, Связь, Заряжание (для асов, сия печенюха +50 — если есть желание, то по той же схеме голопом мчимся до них). Дальше уже стоит (если затачиваешь экипаж под машину) качать более избирательно. Так, по моему мнению, важными навыками у экипажа ЗИС-30 являются: Заряжание, Наведение, Вождение и Живучесть у наводчика и заряжающего (можно еще качать и Лидерство на сдачу у командира). Почему так? Почему не качаем ремонт? Все просто. Наша машина шотная и ремонтировать ее часто не приходится. А вот экипаж могут и контузить (именно этих двоих, ибо при правильной позиции мы только их и выставляем) и их скорейшее восстановление нам жизненно важно. Ну про то, зачем качаем наведение и зарядку понятно (определение расстояния на ЗИС-30 не важно, ибо снаряд летит почти по прямой), а вот почему такой почет мех-воду объясню: наша машина часто заваливается при поворотах «не туда», навык вождения это исправляет (хотя бы при резком повороте). Лидерство же, дает прибавку всему экипажу, но качать это умение стоит на сдачу. По прокачке в топ, качаем остальные навыки…

Заключение
В истории эта машина послужила испытательным полигонам для создания будущих ПТ СССР. Она была достаточно эффективна и внесла свой вклад в победу, правда в силу своей малочисленности не такой внушительный. В War thunder эта первая ПТ САУ за СССР. После нее идут такие монстры как СУ-122, СУ-85, СУ-152 и прочие. именно на «зиске» мы учимся как надо играть на ПТ-охотниках (Штуг «А» может быть и штурмовой машиной первой линии, а Зиска именно охотник). Мне она напоминает «Мардер» из WoT — он тоже результат переделки, оказавшийся удачным и эффективным, а также был первоклассной машиной, на котором я учился быть «ПТ-охотником»…

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Капеллан  БМ и ГБМ, Командир ГБМ
ID кланового канала в РК: 8694187... заходим, не стесняемся :Алё,Гараж!: