В общем решил я выкладывать потихоньку перевод книги. Переводчик из меня ещё тот, поэтому ошибки есть. Переводить ещё очень много, самое интересное о применении подразделением Ferdinand и Jagdtiger даже ещё не начинал. А это большая часть книги))) Буду признателен если кто поможет с перевод далее..
Всем приятного чтения.
перевод: Assemblage.
Вступление!
Боевая история немецкого тяжелого противотанкового дивизиона № 653 во II –ой Мировой Войне
автор: Karlheinz Münch
ПредисловиеSchwere Panzerjäger-Arbeitung 653 (653-й Тяжёлый Противотанковый дивизион (далее для простоты - батальон) был оснащен тяжелыми самоходками в Немецких вооруженных силах в течение их эксплуатационного периода с 1943 по 1945 годы. Они назывались Sd.Kfz.184 Panzerjäger “Ferdinand” - позднее после модернизации, переименованный в «Elefant» («Elephant») в феврале 1944, - и после сентября 1944 года, Sd.Kfz.184 Panzerjäger ‘’Jagdtiger’’. Техническая литература, как в стране, так и за её пределами содержит множество описаний обоих типов самоходок, и технические данные этих транспортных средств очень подробно изучены. Единственное, чего нет до сих пор, это близкое изучение фронтовой судьбы одного из Тяжёлых Противотанковых Батальонов, которые входили в состав Вермахта. Книга перед вами - это попытка закрыть этот пробел.
Эта фотография Sturmgeschütz 3(Шасси №91 284) 1./Sturmgeschütz-Arbeitung 197 была сделана в течение тренировочных занятий рядом с Спас-Деменском в январе 1943. Командир орудия: Унтер офицер Heinz Henning.
Sturmgeshütz-Arbeitung 197 (197-ый Батальон Штурмовых Орудий), официально учреждённый в Ноябре 1940 года, был ядром Schwere Panzerjäger-Arbeitung 653. До сегодняшнего дня, всё ещё не понятно, почему этот специальный Батальон Штурмовых Орудий был выбран для переоборудования. Материал, доступный во Фрэйбургском Военном Архиве, не даёт никаких подсказок. Возможно, выбор на 197-ом Батальоне Штурмовых Орудий пал не только из-за его выдающихся военных достижений в период между 1941-м и 1942-м годах, но также и из-за хороших личных отношений между его командиром Hauptmann (Капитаном) Steinwachs, и другими офицерами самого высокого уровня из ставки верховного главнокомандования вооружённых сил Германии.
В то время соперничество между родами войск, а именно артиллерией, которой подчинялись батальоны штурмовых орудий и Бронетанковыми силами Вермахта достигла апогея, они оба претендовали на вхождение в свои структуры тяжёлых ПТ-САУ. Генеральный инспектор Бронетанковых сил Германии Генерал-полковник Гудериан, решил этот вопрос, по крайней мере в отношении Sturmgeshütz-Arbeitung 197, приказом от 28 Февраля 1943 года, Sturmgeshütz-Arbeitung 197 был выведен из состава штурмовых орудий артиллерии в противотанковую структуру бронетанковых сил. Многие бывалые артиллеристы приняли эти изменения болезненно, так как большинство из них считали себя элитой штурмовой артиллерии. Но сплочённость и дух товарищества в этой новой образованной структуре были окончательно закреплены и окрепли в течение двух лет их боевого братства.
О ТехникеFerdinand/«Elefant» самоходное противотанковое орудие было создано на шасси профессора Фердинанда Порше, которое по определенным причинам не было востребовано для производства танков Тигр. По сей день, всё ещё обсуждается, а была ли нужда в этих ПТ в период с 1942 по 1944 год, и насколько они соответствовали критериям самой выгодной конструкции для истребителя танков: прочная конструкция для защиты экипажа, незаметность и неприхотливость в обслуживании, крупный калибр орудия, уверенно поражающий противника на дальних дистанция, все это было нужно для успешного противодействия массе русских танков.
Всем этим требованиям соответствовала появившееся на полях сражений в мае 1944 самоходное противотанковое орудие (Sd.Kfz.176) Jagdpanther. По словам экспертов, это было самое оптимальное противотанковое орудие на тот момент. История этих истребителей танков, относящаяся к Schwere Panzerjäger-Arbeitung 653, скрыта в этой книге, которую вы держите в руках.
Но вернемся в 1942 год. Немцам срочно нужны были новые ПТ для борьбы с новыми русскими танками Т-34 и КВ. Временное решение данной проблемы было найдено в лице шасси от танка Tiger VK 4501 (P) от Фердинанда Порше, пока выпуск ПТ Jagdpanther не будет налажен. Эти шасси имелись в наличие на складе готовой продукции Porsche Tiger, и после нескольких преобразований, были переделаны компанией Alkett под новую самоходку. Проблемы с шасси под Ferdinand из за его слишком тяжёлого веса стал понятен ещё в стадии тестирования. Немцы стояли перед выбором выпуска данной самоходки на поля сражений, груз, давивший на них своей тяжестью из-за материально-технических проблем, вызванных необходимостью частого ремонта самоходки, а также требовавших невероятных усилий, необходимых для восстановления и поддержания в исправном состоянии поврежденного Ferdinand’a все же заставил начать выпуск. Несмотря на трудности, связанные с поддержанием этой техники в исправном состоянии, экипажи самоходок в целом остались, удовлетворены данной ПТ. Отменная броня и орудие 88 мм 43 L/71 автоматически сводили на нет все недостатки. Точность и пробивная способность этого орудия так и остается непревзойденной до самого окончания войны. И даже несмотря на то, что Гитлер приказал переименовать Ferdinand в Elefant в феврале 1944 года, он все равно именовался «старым добрым Фердинандом» в кругу солдат до самого окончания войны.
Следующим шагом в неправильном направлении было производство самоходного противотанкового орудия Jagdtiger. Эта техническая единица, с боевой массой в 75 тонн, была также слишком тяжелой и совершенно недостаточной для серии двигателей, имевшихся в то время. Jagdtiger, которые часто имели на фронте разнообразное количество механических неполадок, часто приходилось бросать, потому что не было никакого смысла восстанавливать столь гигантскую технику. У пушки Jagdtiger, 128 мм Pak 80 L/55, была огромная пробивная способность на дальние расстояния, никакой вражеский танк просто не мог до него доехать, чтобы пробить толстокожую броню ПТ в ближнем бою. Её вышеупомянутая броневая защита, спасла жизни многим членам экипажей Jagdtiger, была самым величайшим техническим преимуществом. Но боевая ценность была посредственной, учитывая все недостатки и господство авиации противника в воздухе.
Книга перед вами описывает боевой путь, написанная после 60 лет окончания Второй Мировой войны, судьбы и фронтовые достижения бойцов Schwere Panzerjäger-Arbeitung 653 и военные операции, в которых они были задействованы. Выражаю свою благодарность всем бывшим членам 197-му Батальону Штурмовых Орудий (Sturmgeshütz-Arbeitung 197) и Schwere Panzerjäger-Arbeitung 653, и всем выжившим, кто оказал мне поддержку в течение многих лет и помогал мне в моих стремлениях.
Karlheinz Münch
Schwetzingen, Germany
И так продолжение : сначала книга была написана автором на немецком и уж потом её перевели на английский.
И так автор перевода о книги!
Заметка переводчика.
После того как я закончил работу над 3-ей частью книги трилогии о дивизии «Das Reich», изданной JJ Fedorovicz Publishing, Inc., у меня появилось время и я решил поработать над трудом Karlheinz Münch – великолепной историей Schwere Panzerjäger Arbeitung 653. Изучая тяжелые танки в течение 9 лет в Американской армии, я был удивлён схожестью различных трудностей, которые возникали у обоих противников с каждой стороны фронта, будь то американцы или немцы. Общее проклятие тяжелых бронированных машин было ограничение маневренности на местности. В том, как быстро двигалась техника, проблемы не было, была проблема в ограничениях по территории, по которой двигалась техника. Так же как Elefant и Jagdtiger, наши танки М1 и М1А1 с боевым весом в 65 тонн могли выдержать совсем небольшое количество мостов. Это было сделано на случай непредвиденных ситуаций с нашей защитой у рек, мосты которых не могут выдержать даже пол-веса наших «чудищ». Мягкая земная поверхность, снег и даже песок представлял одинаковые трудности. Я живо помню мой командирский танк, прорывающийся сквозь кору высохшего озера во время войны в Персидском заливе и погружающийся по самую башню. Это было полной неожиданностью посредине Арабской пустыни! Тот факт, что никакой другой из танков или наши вспомогательные тягачи не мог достаточно близко к нам подобраться, чтобы отбуксировать нас, только добавляло проблем. Наконец мы совместили несколько буксировочных тросов и использовали различную технику, чтобы вытащить танк на свободу. Помню один эпизод, когда один из М1А1 невозможно было вытянуть со дна такого озера, и мы его потеряли безвозвратно, и это было во время ошеломительной победы с полным превосходством в воздухе!
Проблемы с техническим обслуживанием – это ещё одно сходство. Хотя наши М1А1 были не такие пригодные, как Jagdtiger, реактивные двигатели и передачи были тонкими и привередливыми устройствами. Каждый танк, который старше 2 лет, проводит большинство своего времени в ремонтном подразделении. Ремонт и профилактическое техническое обслуживание не могу успевать за темпами механических неисправностей. Также как Jagdtiger и Elefant 2-ой Мировой Войны, американские тяжелые танки действовали в бою великолепно, и могли перенести любую грубую эксплуатацию. Это очень интересно, как история повторяет себя, не смотря на великие шаги в технологии человечества.
Эта история батальона содержит изобилие информации из первых рук так сказать, о которой мало кто знает. Я надеюсь, что вы насладитесь её чтением так же, как я насладился её переводом.
B.H. Friesen
Major, USAR
Fairview, Texas