Бомбардировщики серии «Vickers Wellington», или рабочая лошадка Британских ВВС

Приветствую! Сегодня я попытаюсь вам рассказать о неоднозначном в плане геймплея, но от этого не менее замечательном бомбардировщике — Vickers Wellington (в народе именуемый «Велик», или «Автобус», в реале его часто называли «Вимпи», в честь одного из персонажей м/ф «Попай»). Сей крафт вызывает горячую любовь у одних, или полное неприятие у других. На мой взгляд, умение выигрывать на этом крафте является своеобразным экзаменом, который могут пройти только настоящие «боброводы». Ну-с, приступим…
    Историческая справка
    Разработка
Создание бомбардировщика «Веллингтон» шло практически параллельно с разработкой самолета того же назначения Хэндли-Пэйдж «Хэмпден» с того самого момента, когда в мае 1933 года проекты фирм «Виккерс» и «Хэндли-Пэйдж» были выбраны для постройки опытных образцов из всех, что были представлены в ответ на задание В.9/32. Последнее министерство авиации выдало в 1932 году, определяя требования к скоростному двухмоторному дневному бомбардировщику, идущему на смену биплану Боултон-Пол «Сайдстрэнд». По первоначальному замыслу новый самолет должен был быть монопланом с размахом крыла не более 23,34 м, с экипажем из четырех человек, бомбовой нагрузкой 680 кг, которую нужно было доставить на расстояние 970 км. Ограничение в массе бомбовой нагрузки было вызвано Женевской конвенцией о разоружении, но в 1934 г., когда стало ясно о бесперспективности принятия конвенции, требование об ограничении веса было снято. Первоначальное ограничение по весу вынудило применить маломощные двигатели меньшей мощности, но опционально предлагалось установить на самолёт двигатели Роллс-Ройс Госхок мощностью около 600 л.с., на которые Министерство Авиации тогда возлагало большие надежды. Первые несколько месяцев 1936 года самолет «Виккерс» именовался «Креси», но в сентябре название сменили на «Веллингтон». Виккерс Тип 271 был разработан в конструкторском бюро «Виккерс-Армстронг авиэйшн уоркс» в Вейбридже, главным конструктором которого был Реджинальд Пирсон, а главным инженером — Барнс Невилл Уоллис. Главной особенностью самолёта была конструкция фюзеляжа и крыла — пространственная рама из диагональных дюралюминивых балок, обтянутая тканевой обшивкой. Эта конструкция была разработана Барнсом Уоллисом, ранее занимавшимся созданием дирижаблей и запатентована им под названием «геодезической». Тип 271 был впервые поднят в воздух 15 июня 1936 г. шеф-пилотом «Виккерс-Армстронга» капитаном Джозефом Саммерсом и после многочисленных доработок был принят на вооружение 15 августа 1936.
После первого полета «тип 271» эволюционировал далеко за рамки задания В.9/32. Как уже отмечалось, с дальнейшим ростом веса согласились, что в сочетании с емким фюзеляжем геодетической конструкции позволило поднять бомбовую нагрузку до 2040 кг — втрое по стравнению с первоначальной цифрой. Вся она умещалась в бомбоотсеке без необходимости уменьшать пространство для баков в крыле. Это, в свою очередь, означало, что места в крыле для горючего останется много — достаточно, чтобы обеспечить самолету дальность 2414 км с полной бомбовой нагрузкой, а без бомб — свыше 4830 кг. Размах крыла в 26,16 м значительно превосходил ограниченный первоначальным заданием, что явилось еще одним следствием применения геодетической конструкции. Последняя сделала возможным создание крыла большого удлиннения. При общей длине 18,44 м фюзеляж первоначально должен был вмещать четырех членов экипажа: пилота, штурмана, радиста и стрелка. На опытном самолете сперва вооружения не было, но предусматривалось поставить по одному 7,7-мм пулемету «Льюис» во вращающихся куполах в носу и хвосте, а третий такой же — сверху на фюзеляже. Все они наводились вручную. Штурман являлся также бомбардиром и передним стрелком, а радист — верхним стрелком. Несмотря на рост веса, реальный «Веллингтон» превосходил по скорости требования задания В.9/32 (не менее 306 км/ч на средних высотах); опытный образец показал 402 км/ч на 2440 м. В этом отношении самолет «Виккерс» не превосходил своего соперника от «Хэндли-Пэйдж», но уже на опытной стадии он имел куда большую грузоподъемность, чем та, которой мог похвастаться «Хэмпден».Еще важнее то, что фюзеляж «Веллингтона» был не так узок, как у «Хэмпдена», и позволял с большей легкостью размещать более мощное вооружение или, при необходимости, двойное управление.
    Описание конструкции
Самолёт представляет собой моноплан со среднерасположеным крылом. Основу стального каркаса фюзеляжа составляли 8 силовых шпангоутов, соединённых 4 трубчатыми стрингерами. К ним крепились диагонально расположенные многочисленные лёгкие тонкие профили, образуя форму и придавая конструкции легкость и одновременную прочность. Поверх геодезического набора крепились несиловые деревянные стрингеры, на которые натягивалась полотняная обшивка. Такая конструкция придавала самолёту необыкновенную живучесть, поскольку каждый элемент геодезического набора мог воспринимать нагрузку других элементов, в том числе с противоположной стороны фюзеляжа. Поэтому Веллингтоны могли возвращаться с боевых вылетов с огромными повреждениями, фатальными для других типов самолётов. Одновременно геодезический набор обеспечивает большое внутреннее пространство и малый вес всей конструкции, что позволяло осуществлять беспрепятственный проход вдоль всего фюзеляжа и многократно увеличить внутреннюю бомбовую нагрузку по сравнению с первоначальным проектом. Крыло двухлонжеронное, так же геодезической конструкции с полотняной обшивкой. Состояло из центроплана и двух отъемных консолей. Большой внутренний объём крыла предоставлял много места для размещения топливных баков. 12 топливных баков располагались в центроплане вне мотогондол — по 6 слева и справа между передней кромкой крыла и лонжеронами, ещё 2 бака — в верхней половине задней части мотогондол. Общая емкость составляла 3408 л, в бомбооотсеке вместо бомб можно было подвесить ещё дополнительные баки емкостью до 2523 л. Топливные баки протектированые, имелась система заполнения их углекислотой. Основные стойки шасси с масляно-пневматической амортизацией, пневматическими тормозами, убирались в мотогондолы с помощью гидропривода. Хвостовая стойка убиралась в фюзеляж. Экипаж самолёта состоял из шести человек: пилот сидел слева в одноместной пилотской кабине, за которым в своих отсеках размещались радист и штурман-бомбардир, по одному стрелку в передней и задней башнях, ещё один стрелок в фюзеляже. Все кабины и стрелковые башни отапливались теплым воздухом, в середине фюзеляжа имелся туалет. В в трехсекционном бомбоотсеке размещалось до 18 бомб калибром 113 кг или, в односекционном отсеке, бомба калибра 1814 кг. В бомбоотсеке размещались надувные мешки, удерживающие некоторое время самолёт на плаву в случае приводнения.
    Чертеж Vickers Wellington
    Схема размещения бомбовой нагрузки
    Боевое приминение
В боевых действиях Веллингтоны приняли участие спустя двое суток после объявления войны, когда две эскадрильи, оснащенные модификацией «1», совершили дневной налет на германский порт Вильгельмсхафен. Германские корабли были главной мишенью британских бомбардировщиков в начале войны, т. к. английское командование опасалось жертв среди мирного населения, что спровоцировало бы налеты Люфтваффе на английские города. Эффект этих «разведок боем» был минимальным. Впрочем, как и противодействие — практически все силы Люфтваффе были сконцентрированы на польском фронте. Но 14 декабря 1939 г. новенькие Веллингтоны Мк.1А, пытавшиеся в плотных порядках атаковать с малой высоты корабли в Гельголандской бухте, попали под сосредоточенный зенитный огонь, что привело к потере пяти бомбардировщиков. Пять дней спустя 24 Веллингтона Мк.1А были перехвачены наведенными с помощью экспериментальной германской РЛС раннего обнаружения истребителями Мессершмитт Bf 109E и Мессершмитт Bf 110C. Атакуя из боковых «мертвых» зон, используя 22-мм пушки Эрликон MG FF, немцы разогнали строй бомбардировщиков и сбили десять из них. Спасаясь от атак перехватчиков, некоторые экипажи ушли далеко на север и потеряли еще два Веллингтона из-за посадок на воду с сухими баками. Три машины пошли на вынужденную уже в Англии. Немцы потеряли два Bf 109Е. Это был последний дневной вылет Веллингтонов на германские цели. Отказ от всех ограничений по бомбардировкам немецких городов после начала германского блицкрига на Западном фронте вывел Веллингтоны на главные роли в Королевских ВВС. Во время военных действий 1939 г. самолет был усовершенствован: в средней части появился астролюк, антенну радиополукомпаса упрятали в обтекатель и установили систему аварийного слива горючего. В начале войны экипаж состоял из шести человек: двух пилотов, один из которых был стажером, штурмана-бомбардира, радиста и двух стрелков. К середине войны из-за значительных потерь в личном составе, англичане отказались от второго пилота на больших самолетах. На Веллингтоне Мк.1С, начавшем поступать в Королевские ВВС с апреля 1940 г., отказались от выдвижной турели FN9 в пользу двух бортовых установок с пулеметами Виккерс «К», а на серийных бомбардировщиках устанавливали американские пулеметы Браунинг калибром 7,67 мм. Угол обстрела турелей увеличили до исчезновения «мертвой» зоны по сторонам самолета. Двигатели Пегасус XVIII являлись достаточно надежными, но выход одного из них из строя приводил к резкой потере высоты из-за невозможности зафлюгировать применявшиеся винты с постоянным углом установки фирмы де Хевиленд. Мк.1С стал первой версией бомбардировщика, выпущенной в большом количестве — около 2700 экземпляров. Стандартная бомбовая нагрузка составила девять 500 фунтовых (227 кг) бомб или две 2000 фунтовые (907 кг) бомбы. Опыт показал, что самолеты этого типа были лучшими среди британских бомбардировщиков на начальном этапе войны, с большей крейсерской скоростью, чем Уитли В.V и с большим боевым радиусом при большей бомбовой нагрузке, чем Хэмпден В.1. К середине 1941 г. выяснилось, что точность ночных бомбардировок была крайне низкой. Это обстоятельство заставило искать инструментальные методы наведения самолетов на цель, опираясь на собственные и трофейные разработки. С августа 1941 г. на Мк.1С стали применять аппарат Джи (GEF) слепого наведения на цель по радиолучу. Целью были города Рура и административные центры Германии, атаки на которые представляли опасность из-за мощной многокомпонентной системы ПВО, созданный немцами к концу 1941 г. С сентября 1940 г. начали использовать Веллингтоны Мк.1А на средиземноморском ТВД, где они наносили удары по позициям итальянских войск в Албании, порту Валлона и итальянским городам Бари, Бриндизи. Дневная атака на Валлону 7 ноября в условиях сильной облачности привела к потерям двух бомбардировщиков от атак устаревших истребителей-бипланов Фиат GR.32. Появление в начале декабря над Албанией новых скоростных истребителей Фиат G.50 вынудило англичан перейти к привычным ночным действиям. Для ударов по Италии использовались аэродромы на Мальте, куда в середине 1942 г. поступили более совершенные бомбардировщики Мк.II и Мк.III. Кроме того, Веллинггоны участвовали в подавлении прогерманского мятежа в Ираке в мае 1941 г. В феврале 1942 г. была пересмотрена тактика нанесения бомбовых ударов по Германии. Новые методы основывались на сосредоточении над одной целью как можно большего количества бомбардировщиков в как можно меньший промежуток времени. Собрав из строевых и учебных частей все способные подниматься в воздух самолеты, англичане скомпоновали армаду в 1042 бомбардировщика. Ее мощные атаки по Кельну, Ростоку, Любеку, городам Рура германская пресса назвала «рейдами террора». Начиная с весны 1942 г. командование Королевских ВВС начало использовать Мк. VIII в военных действиях. Этот самолет имел значительный успех и как торпедоносец, особенно над Средиземноморьем. Так, в октябре 1942 г., действуя с аэродромов на Мальте, Веллингтоны Mk.VIII утопили несколько танкеров с горючим для танков Роммеля и повредили большое количество судов. За свою историю Веллингтоны использовались в ВВС Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южно-Африканского союза, а после войны в ВВС Франции и Греции. Кроме того, в составе Королевских ВВС были эскадрильи, полностью укомплектованные польским и чешским персоналом. Трофейные Веллингтоны использовались германскими и итальянскими ВВС.
    На фото показано какие повреждения мог выдержать Wellington и вернуться на аэродром
    В игре
В игре представлено четыре модели в британской ветке (Wellington Mk.Ic, Wellington Mk.Ic поздний, Wellington Mk.III, Wellington Mk.X) и один прем-самолет в ветке немцев.
    Максимальная скорость — 378 км/ч
    Макс. высота полета — 5486 м
    Время виража — 42.7 сек
    Скороподъемность — 5 м/с
    Длина разбега — 877 м
    Комплектов вооружения — 5:
    1) 250 фунтов (113 кг) — 10 шт
    2) Торпеда мод.12 760 кг — 2 шт
    3) 4000 фунтов (1814 кг) — 1 шт
    4) 250 фунтов (113 кг) — 18 шт
    5) 500 фунтов (226 кг) — 9 шт
    Оборонительное вооружение:
    1) Для Wellington Mk.Ic, Wellington Mk.Ic поздний и нем.трофейного Wellington Mk.Ic:
    Турель 2 шт — пулеметы Vickers K — 1 шт, калибр — 7.7 мм боезапас — 5000 патронов.
    Турель 2 шт — пулеметы Browning — 2 шт, калибр — 7.7 мм боезапас — 6400 патронов ;
    2) Для Wellington Mk.III, Wellington Mk.X:
    Турель 2 шт — пулеметы Vickers K — 1 шт, калибр — 7.7 мм боезапас — 5000 патронов
    Турель 1 шт — пулеметы Browning — 2 шт, калибр — 7.7 мм боезапас — 2200 патронов (передняя)
    Турель 1 шт — пулеметы Browning — 4 шт, калибр — 7.7 мм боезапас — 8000 патронов (задняя)
Веллингтон имеет неплохую живучесть, прекрасные сектора обстрела (по горизонтали слепых зон нет), но недостаточную на его уровнях огневую мощь; не самую высокую, но в принципе достаточную скорость. Самым главным достоинством Веллингтона является его набор бомбового вооружения, особенно доступ к 4000 фунтовой бомбе с огромным сплешем. Снаряженный этой бомбой «Велик» может практически не целясь уничтожать наземку (часто сплешем уничтожается по три-четыре единицы бронетехники, но лично мой рекорд — 13 штук одной бомбой), поэтому мой совет — цельтесь в самую гущу. Также, «Велик» может выполнять функцию «убийцы баз». Но все же он лучше справляется (и это выгодней по опыту и «котятам») с уничтожением скоплений техники,а также с уничтожением крупных кораблей (от эсминцев, до линкоров и авианосцев). Хочется отметить интересную особенность маневрирования у Веллингтона — он делает очень быстрый разворот «через верх», то есть если помогать ему рулями высоты. Таким способом он может развернуться почти на месте, перевираживая любой истребитель (в режиме ИБ/РБ мало применим из-за перегрузки и последующего отрыва крыльев). Главным же достоинством «Велика», является его доходность по львам — 150 %. Благодаря своей доходности, он может зарабатывать до 20 000 и больше плешивых кошек за один сброс бомбы (помним про гигантский спелеш и возможность уничтожать сразу несколько целей). И это при цене 4000 фунтовки 450 львят!!! В целом, при умелой игре, на этом крафте можно без према можно зарабатывать от 45 000 (мой средний фарм) до 60 000 котят за бой (мой максимум 71300 серебра, с премом доходность возрастает в разы).
Выведем плюсы и минусы этой машины:
    Плюсы:
    * Неплохая живучесть
    * 4000 фунтовая бомба с гигантским радиусом поражения
    * Хороший сектор обстрела у борт стрелков
    * Гигантский боекомплект у защитных турелей (самый большой в игре)
    * Замечательный способ маневра с помощью рулей высоты
    * Великолепная доходность по львам и опыту.
    Минусы
    * Недостаточный калибр у защитного вооружения
    * Высокий уровень боев, часто встречаются противники с мощным вооружением
    * Очень трудная посадка (актуально для режимов РБ и Превосходство)
    * Скорость порой недостаточная
    * Легко критуются важные узлы
    Сравнение с похожими самолетами
    США
A-20G Havoc — замечательный самолет. Превосходит рассматриваемый нами крафт в скорости (при этом может так же неплохо разворачиваться с помощью рулей высоты), имеет наступательное вооружение (6х12.7 мм пулемета), и не уступает в качестве оборонительного вооружения (2х12.7 мм в верхней полусфере, 1х12.7 мм в нижней) правда БК значительно скромнее(400 патронов на ствол). В чем он действительно слабее, так это только в качестве подвесного вооружения (4х500 фунтовые бомбы, или 6 × 127 мм ракет HVAR).
B-25 Mitchell — имеет курсовое вооружение (у разных модификаций пять или шесть 12.7 мм Браунингов с 400 патронов на ствол), замечательное оборонительное вооружение (пять турелей с 12.7 мм, две из которых спаренные), неплохой скоростью и живучестью. «Велик» может противопоставить только лучшую по качеству бомбовую нагрузку и чуть лучшую маневренность.
Серия Boeing B-17 Flying Fortress (первые два в ветке). Превосходят во всем, начиная от живучести и качества защитного вооружения, и заканчивая качеством бомбовой нагрузки. Единственное уступает в доходности.
    СССР
Ил-4 — почти не уступает в оборонительном вооружении и живучести, превосходит в маневре и скорости. Но топовая бомбовая нагрузка хоть и почти идентична, у Ила она состоит из 2х500 и 1000 кг бомб, у Велика из одной 4000 фунтовой, или из 9х500 фунтовых бомб, что делает Ил-4 более удобным для уничтожения баз и ДОТов, но менее эффективным против бронетехники (выше процент промахов).
Ар-2 — превосходит в скорости (не значительно) и маневренности, но уступает в защищенности (три турели с одним 7.62 мм пулеметом ШКАС) и массе бомбовой нагрузки (1500 кг максимум).
Ер-2… Однозначно превосходит по бомбовой нагрузке, почти у всех моделей хуже защита (хотя на последних моделях стоит пушечная турель) и живучесть (в связи с общей перетяжеленностью), неплохая скорость, но ужасная маневренность и климб.
    Германия и Италия
Savoia Marchetti SM.79 Sparviero — у этого итальянца хорошая скорость, неплохое оборонительное вооружение (у большинства моделей есть даже курсовое вооружение) и вираж, но гораздо худшее бомбовое вооружение и живучесть.
Heinkel Не.111 — прекрасный бомбер, имеет прекрасный набор бомб, неплохое защитное вооружение (хотя сектор обстрела значительно уже) и скорость.
Ju.88A-4 — имеет хорошую скорость, может быть использован как пикировщик, но имеет более слабое бомбовое вооружение (при равной массе, меньший урон и зона поражения), и более слабое оборонительное вооружение (из-за не самого удачного сектора обстрела).
    Япония
Mitsubishi G4M1 — менее живуч, хоть и обладает несколько лучшим оборонительным вооружением. Максимальная бомбовая нагрузка имеет всего 800 кг, что не сравнится с 4000 фунтовой «бочкой у «Автобуса». Зато «Сигара» более маневреный и быстрый. Тоже самое касается и серии Накадзима Ki-49 «Донрю», которая отличается только более удачным расположением турелей и большей скорости и лучшей маневренностью чем «Сигары», а следовательно и у «Веллингтона».
    В заключении…
Вероятно, «Веллингтон» можно отнести к наиболее полезным самолетам Королевских ВВС. Если в первой половине войны он составлял основу Бомбардировочного командования, то во второй стал одним из наиболее распространенных самолетов Берегового командования. Не обладая особо высокими летными характеристиками, «Веллингтон» отличался устойчивостью в воздухе и простотой управления. Ранние модификации (прежде всего, Mk.I и Mk.IV), правда, страдали недобором мощности, но на Mk.III и особенно на Мк.Х этот дефект удалось устранить. Конструкция самолета была исключительно устойчивой к боевым повреждениям — ни один другой самолет не мог возвратиться на базу в таком искалеченном виде, как «Веллингтон». В составе Бомбардировочного командования эти самолеты выполнили более 47,4 тыс. боевых вылетов, сбросив порядка 40 тыс. тонн бомб. Потери составили 1322 самолета — 2,8%. В игре же пока, этот пепелац не совсем машина нагиба (Хотя мое мнение таково, что настоящий бобровод обязан уметь на нем летать и побеждать этот бобер умеет. Но «боже, храни оленей — без них добычей буду я» — именно из-за того, что мало кто умеет на них летать, этот самолет имеет такой коэффициент доходности), а скорее фарм машинка. С помощью этой машины можно зарабатывать на покупку нужных крафтов и содержать реактивы и прочие «дотационные» агрегаты.
Благодорю за внимание. Надеюсь вам было интересно.
    Используемые источники:
    http://forum.warthunder.ru
    http://warthunder.ru
    http://ulvost.ru/rus/plane/868.html
    http://pro-samolet.ru/samolety-england-ww2/58-bombardirovschiki-schturmoviki/237-bombardir
    http://www.airaces.ru/plane/vickers-wellington.html
    http://www.airpages.ru/uk/wel1.shtml
    http://www.airwar.ru/enc/bww2/welltn.html
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Vickers_Wellington
maijerpain

Об авторе maijerpain

Что сказать про старого капеллана? ОН НИГЕР!!! ;)
Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий